воскресенье, 21 октября 2018 г.

Нужна ли нам религия?

Любопытную статью я прочитала на днях, буквально подтвердившую мои догадки о том, зачем людям вера. Кому интересно:«Исчезнет ли когда-нибудь религия?»Рэйчел Ньюэр с русскоязычного BBC, 2015 год. 
Пересказывать не буду, просто поразмышляю. Не могу удержаться. 

Как вы уже знаете, я избегаю религиозных тем с тех пор, как вернулась к себе прежней. Но мне интересно читать религиоведов, историков и социологов (Ричард Фридман - советую).Вечные темы меня «парят» с 5 лет, поэтому совсем не затрагивать их сложно. 

Уверенность в том, что «там» что-то есть даёт людям почву под ногами. Фундамент, без которого сложно жить в мире, полном непредсказуемости. 
Одна моя знакомая сказала: «Из коробки , создающей иллюзию безопасности, выбраться трудно». Кто-то заметит: а зачем выбираться, если это удобно? А за тем, что если ты вдруг однажды выглянул и увидел реальный мир , оставаться в 4 стенах ещё сложнее.

Я порой завидую тем, кто верит в то, что их ритуалы  имеют смысл. И тем, кто особо не задумывается о боге в принципе. Еврей? Схожу в синагогу на Песах, сфоткаюсь к стены плача. Русский? Поздравлю бабушку с рождеством, испеку блины на масленицу. Вырос в мусульманской среде? Буду говорить «на всё воля Аллаха».

Большинство людей по моим наблюдениям не изучали, не копались и не задумывались о том, откуда что взялось, кто написал Библию и почему религиозные отрицают эволюцию, но они мысленно просят бога о помощи, когда надо, благодарят, когда хочется и надеятся встретиться с близкими на небесах. Если бы был выбор, я бы присоединилась к ним: их головы не заняты удручающими поисками, но при этом у них есть почва под ногами и, что бы ни происходило, надежда на то, что всё к лучшему. 

Вера в гороскопы (удивляет количество людей полагающихся на звёзды) и карты тоже своего рода фундамент. Каким бы он ни был, но он нужен.  Полное погружение в науку, спорт, борьба за власть - всё туда же. Помню, об этом и Фромм писал. Он нужен и мне - такова наша двусистемная форма мышления. 

Система  1 основана на интуиции и инстинктах, она заставляет нас во всём искать смысл, в том числе в смерти близких, познавать мир. Благодаря ней мы воспринимаем себя, как существо, душа которого существовала всегда. Эти чувства знакомы всем нам и они естественны. 
Мы интуитивно ищем системность в происходящем, чтобы жить и выживать.



Стоит нам с ЯшейСерёжей познакомиться с религиозной семьёй, то в определённый момент нас обязательно спрашивают, как так вышло, что мы - семья 
, ещё и, по крайней мере внешне, счастливая.Мне несложно сказать, как есть - когда-то я носила юбки не потому что люблю, а потому что надо, и это «надо» не подвергалось сомнению, но закончить тему на этом у меня не получается никогда - это в той или иной форме провоцирует новые вопросы.

«Неужели ты не видишь? Неужели не чувствуешь? А эти совпадения?»- у меня есть ответы, но такие, которые озвучивать не всегда уместно. Не рассказывать же мне искренне верующим людям то, что чувства, о которых идёт речь - работа мышления, которое пытаются привести всё к системе, логической цепочке, дабы видеть смысл в случайных совпадениях и божественный промысел в горечах. 
Если их воспринимать, как испытания, они перестают казаться настолько ужасными. Считается, чем менее развита страна и более непредсказуема жизнь, тем более верующее там население. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Я же думаю, что люди не обременённые поиском средств к выживанию, имеют больше «времени» философствовать и фрустрировать, что так же, как и физические лишения ведёт к попытке узнать, что скрывается за всем «этим».

Развитый мозг - и благо, и наказание и с позиции науки «религия - побочный продукт когнитивных склонностей человека».
Я знаю людей с разным уровнем достатка и образования, которые верят. Им так хорошо!

Что же делать тем, кто не доверяет интуиции и не спит спокойно?
Мой знакомый, авторитетный врач и уважаемый человек, подтвердил мои догадки: отвлекаться.Мы забиваем реальность учёбой, работой, целями ещё и для того, чтобы не думать. 

Размышляя о космосе, мы не станем здоровее, а наши близкие счастливее, поскольку веру невозможно навязать... И зачем?

1 комментарий:

  1. Религия для атеистов: утопическое прекраснодушие?https://www.bbc.com/russian/society/2012/02/120210_religion_for_atheists

    ОтветитьУдалить

Black Glitter Pointer