воскресенье, 10 декабря 2017 г.

Иудаизм с человеческим лицом

В пустыне, особенно израильской, говорят, часто с сетью проблемы, и диалог со Всевышним не клеится. И не факт, что до этого я (да, и все) отчётливо его слышали. Скорее, додумывали то, что хотели. Мы же люди. Именно люди - об этом я стала говорить чаще. Люди заблуждаются, ошибаются, рождаются, умирают. Все, даже самые большие мудрецы и праведники были людьми. Всего лишь людьми. Я тоже всего лишь человек, но я научилась это признавать. Теперь я мечтаю о том, чтобы это дошло до других. 

Эта статья - крик души. То, что копилось годами. Думаю, это лишь первая часть целого цикла эссе на эту тему. Я готова столкнуться с осуждением и критикой, потому что намного сложнее было вырваться за рамки, начать искать правду и снова стать живым, чувствующим, думающим человеком.

Посвящаю друзьям и близким, солидарными со мной и желаю всем открыть поскорее глаза. 


По моим последним постам за несколько месяцев может показаться, что я вечно всем недовольна, только и делаю, что скучаю по дому, хожу с кислым лицом и заедаю печали клубникой, манго и  безвкусными помидорами. Что в Израиле я внутренне чахну, пока расцветаю внешне, не могу найти себя, не могу сформулировать новые мечты и цели, а в отношениях с Творцом вовсе возник пробел.


 Поначалу, да, всё так и было - после свадьбы я вдруг осознала, что жизнь - не сериал, который можно поставить на паузу, и я действительно безвозвратно крутанула её на 180 градусов и не факт, что в лучшую сторону. Негатив, хоть и не весь, постепенно рассосался. Я нашла себе занятие, построила планы на ближайшие 4 года, о которых пока не буду рассказывать, вдруг передумаю и займусь чем-то другим, справляюсь, хоть и не без помощи , с эмоциями, пока солнце совсем не перестало припекать днём, носила футболки и эспадрильи  и даже ходила к морю прямо во вьетнамках пару недель назад Шабат. 


Правда со Всевышним диалог не клеится, но так бывает - в пустыне, говорят, часто с сетью проблемы. И не факт, что до этого я (да, и все) отчётливо его слышали. Скорее, додумывали то, что хотели. Мы же люди. Именно люди - об этом я стала говорить чаще. Люди заблуждаются, ошибаются, рождаются, умирают. Все, даже самые большие мудрецы и праведники были людьми. Всего лишь людьми. Я тоже всего лишь человек, но я научилась это признавать. Теперь я мечтаю о том, чтобы это дошло до других. 

Об этом я и хочу поговорить. 
Несколько лет назад в Москве проходила серия лекций с общим названием «иудаизм с человеческим лицом». Сама фраза намного старше, смысл в эти слова вкладывался всегда разный, но я всегда ему противилась. Что за человеческое лицо? Зачем настолько упрощать и обесценивать Всевышнего, Тору, Божественность (обязательно  с чёрточкой вместо первой «о», будто это что-то меняет), Святость?

 С годами соблюдения, кипячения в котле под названием «еврейская община» я поняла не только на словах, но и убедилась на собственном опыте, что Тора написана для нас, а не для святых, и человечного в ней ровно столько, насколько человечны мы. С этим знанием я жила последнее время, как хорошая девочка и религиозная еврейка, соблюдая все предписания и законы своей общины. Если появлялось недоверие или сомнение, я либо быстро о нём забывала - настолько неугасающим был огонь, на котором котёл с еврейской общиной стоял и стоит до сих пор, либо удовлетворялась теми ответами, которые мне давали, хотя, признаюсь, на многие из них до сих пор «лучшим» и самым популярным ответом раввинов, мудрецов и авторитетов считается: «человек слишком ограничен, чтобы это понять». Делай, потом поймёшь. Не в этой жизни, не в этом теле - не это главное. Делай.

Я утрирую, конечно, но думающий, ищущий, образованный и смелый человек в какой-то момент остановится или по крайней мере возьмёт паузу и скажет, что больше не может шагать вслепую. Нужно объяснение, почему надо делать шаг вперёд, а не вправо, почему мудрецы, по которым мы идём, решили именно так или иначе, хотя логика говорит совершенно иначе. 
Столкнувшись с этим, я наконец поняла, насколько выражение «иудаизм с человеческим лицом» на самом деле всеохватывающе, глубоко и… печально. Если принять за аксиому, что Тора дана для людей, что она истинна и бесконечна (не буду здесь писать пространное рассуждение о вере, о том, как вообще Тору записывали и почему мы верим, что она действительно дарована, ещё и Богом, дабы в два раза не увеличивать статью в объёме раз в пять - это не менее важный вопрос и я обязательно освещу его, когда придёт время), то что мы можем сказать о том, чем она обросла за тысячелетия с момента её получения?
Закон на законе, мнение на мнении, один мудрец на другом мудреце, пророки, взгляды. Противоречащие друг другу и в то же время считающиеся истинной комментарии, дискуссии, споры, традиции отдельных общин, устрожения адекватные и не очень. Среди сохранившихся авторитетных книг тысячи, если не сотни тысяч тех, которые издаются и продаются сейчас, ибо их авторам и текстам доверяют. Что уж говорить о канувших в лету, устаревших и навесно забытых изданиях, не прошедших проверку временем, а значит, по мнению раввинов, не прошедших проверку вовсе?
Где за всеми этими словами настоящая Тора, истина и святость, а не мишура, когда человек чувствует себя спокойнее и праведнее, очищая лимонную дольку  от кожуры, прежде чем отправить её в чай, дабы вдруг не нарушить закон кащрута, проглотив невидимого(!) червячка - откуда вообще в кислом фрукте насекомые? Где же Бог за бесконечными устрожениями в плане разных экшеров- знаков кашрута  на продуктах, когда люди отдают предпочтение одним, не доверяя другим, хотя в большинстве случаев это вопрос бизнеса и денег? Где же Бог в хасидских сектах, где мужчина имеет право на близость с женой раз в месяц, а второй - по разрешению своего «Ребе» (я не выдумываю)? Там есть традиции, есть правила, есть мнение, но разве есть Бог? Где же Бог в домах, где муж изменяет жене с нееврейкой, оправдывая себя тем, что по букве закона - это не измена? Забыли про дух закона? Или «мораль», как принято считать, слишком светский термин? 
Где же Бог, когда шхита (кошерный забой) превратилась в бизнес, а массовость не позволяет соблюдать заповедь «милосердного отношения к животным»? И вообще, насколько это настоящее милосердие помогать бедным, потому что написано, а не потому что ты хочешь им помочь? Разве  в этом желании Бога нет априори?


Разве такими Он хотел видеть нас, создавая этот мир и людей? Таких, искренне верующих и доверяющих ему? Если отбросить мишуру и очистить полки от сотен книг, содержащими красиво и убедительно написанные учения, но от этого не менее субъективные,  отказавшись от сотен «устрожений», принятых просто как дань уважения, или по ошибке (интересный, кстати, факт: рыбу нельзя запекать в молоке только из-за опечатки в тексте. А если запекать в молоке, положив кусочек сыра - можно. Логика!), если открыть Тору с предыханием, если читать постановления мудрецов вдумчиво, задавая им вопросы и споря с ними, принимая во внимание, что они были 1)людьми; 2)могли ошибаться; 3)жили в другую эпоху и физически не могли предусмотреть всё, тогда, может, иудаизм перестанет быть с человеческим лицом. 

Если не пытаться бороться с вековыми знаниями, в том числе и откровенно придуманными, а фильтровать, не меняя… Тогда иудаизм  станет религией настоящего Творца, бесконечного, абсолютного, всеобъемлющего.  И его перестанут наделять качествами седовласого старца или строгого дяди, который только и следит за тем, кто надел юбку длиной 10 см ниже колена, а кто решил ходить в брюках свободного кроя, понимая, что праведность измеряется другими критериями. Не будет деления на религиозных фанатиков и светских. Будут люди, будет Бог, в которого верят, которому доверяют и по чьим правилам живут. 


Законы природы, энергии, материи и частицы - вот, одни из немногих проявлений Бога. А там, где слишком много берут на себя без причин, его не больше. 
 Тора дана, чтобы мы жили по правилам, которых и так предостаточно, в мире, который и так слишком сложен, и собирали пазл, который и без того запутан, не усложняя свою жизнь и не пытаясь стать праведнее праведника. Праведника, который тоже был всего лишь человеком. И, как бы не чувствовал Творца и не был близок к познанию Вселенной, мог ошибаться.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Black Glitter Pointer