четверг, 23 ноября 2017 г.

Кто решил, что это - скромно?

  Странно, что вопросом "кто решает, что скромно, а что - нет?" задаются немногие, ведь он не просто имеет место быть - в него упираются фундаментальные понятия о скромности в обществе. Я уж не говорю о еврейской доле населения планеты, в частности - женской.
Если для кого-то скромность - всё, что не с "грудью наружу", включая брюки или шорты, то для кого-то скромная одежда приравнивается к юбке в пол, косынке и свободным фасонам...
Разберёмся?







Представления о скромности варьируются не только в зависимости от национальности, религии, возраста и личных предпочтений. Возьмём, к примеру, евреек (кого же ещё:)). 


В мире всего 13,5 млн евреев, из которых традиционных - меньше половины, а религиозных (т.е.соблюдающих те же законы скромности) - ещё меньше. Так вот, внутри этого "скромно одетого меньшинства" женщины придерживаются настолько разных правил и традиций, что непросвещённый человек не сразу поймёт, что женщина в  длинном уложенном парике и красной юбке-миди и дама в чёрной юбке в пол и чалме одинаково уверены в своей правоте.


И обе одинаковы правы. 
Законы скромности регулируются параметрами:
1)"дат Моше" - законом Моисея;
2)"дат Еудит" - законом еврейской женщины;
3)так называемым минхагом амаком.


Всё, что прямым текстом написано в Торе - "дат Моше". Регулирует Тора на самом деле один единственный аспект - покрытие головы у замужней женщины (Бемидбар 5:18) "И поставит священнослужитель жену пред Господом, и распустит головные волосы жены, и положит на ладони ее приношение памятное, приношение ревнования это; а в руке священнослужителя будет вода горькая, проклятие наводящая", - речь идёт о женщине, которую подозревали в измене. "Распустит головные волосы жены", - из этой фразы мудрецы сделали вывод, что замужняя женщина должна покрывать волосы. Закон Торы - закон Торы. Не оспорим и неизменен.


Непрозрачная ткань и нужная длина -
и никакие басисы не нужны!
"Дат еудит" - законы еврейских женщин - меняются от общины к общине. Фишка в том, что если вся община взяла на себя что бы то ни было и следует новому правилу, оно становится законом. Отсюда - шапочки или парики, закрытая или открытая обувь, отсутствие косметки или отсутствие некоторых оттенков в цветовой гамме. И, как ни прискорбно, осуждающие взгляды в сторону представительниц других общин.
"Дат еудит" - то, что женщины решили взять на себя самостоятельно коллективным разумом с позволения Всевышнего, в рамках определённых Талмудов критериев: закрытые ключицы/локти/колени. К примеру, юбки, когда как женские брюки Тора не запрещает, или свободные фасоны.


Становится понятнее, почему мы все - такие кошерные, но такие разные, но остался ещё один пункт - минхаг амаком - зависимость от места жительства и окружения. Вот, почему, носить белый басис под блузки с короткими руками, проживая в Москве, или ходить в разноцветном, пусть и закрытом, костюме по Меа Шеарим - не только странно, неуважительно, но и просто-напросто неправильно. Я уж не говорю, про стиль.
Интеллектуальный компонент в стиле - способность оставаться собой, сохраняя индивидуальность, при этом выглядеть соответственно.



Свитер Ralph Lauren, кроссовки и оправа D&G 
Именно третий пункт, связанный с окружением и местом проживания, является самым интересным. Именно благодаря нему у меня, как у представительницы общины Хабад, лояльно относящейся к разным цветам, отдающей предпочтение красивым парикам, а не кисуям, оправдано развязаны руки, и гардероб напоминает светофор. Именно благодаря третьему пункту мы можем ходить по магазинам, покупать ультрамодные туфли и юбки, не опасаясь снискать репутацию "нецниютной" леди.
Это всё о плюсах. Сложность в том, что именно третий пункт обязывает нас не то, чтобы "не выделяться", а не "бросаться в глаза" - смысл один, а коннотация разная. Выделяться в хорошую сторону и давать окружающим хороший пример - одно. Бросаться в глаза - излишне облегающей одеждой в религиозных районах Израиля или чересчур мешковатой и многослойной в городе, где большинство людей - светские или приближающиеся - оба варианта равносильно провальны.


Всевышний наделил каждую из нас внутренним компасом, чувством меры, а некоторых, если покопаться - ещё и стиля. Только от нас зависит, как мы распорядимся подаренными ресурсами.

Кто решает, что скромно или нет? Как видите - мы сами.
Привилегия, ответственность и заповедь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий