четверг, 27 июля 2017 г.

Об успехе: в преддверии 9 ава

В преддверии 9 ава в ленте мелькают статьи и размышления о том, как сильно мы изменились с 70 года н.э. - со времён разрушения Второго Иерусалимского храма, как изменились наши праздники (взять хотя бы Песах и это подгоревшее подобие пасхального ягнёнка), и о том, что, пока мы это не осознаем и не попытаемся вернуться к настоящему еврейству, Мошиах ни дай Б-г не придёт. Хасидизм отличается от Каббалы тем, что любая идея пропускается через нас самих, от этого кажется ближе и понятнее. Коротко попытаюсь объяснить эту идею на примере понятия об успехе. 



Возможно, пример не самый понятный, но наш внутренний мир складывается из мелочей, и, в свою очередь, отражается на внешнем. 

Ещё несколько лет назад я, в силу воспитания, в силу общества, как и все, пыталась, пусть и не всегда осознанно, а по инерции, доказать другим свои способности, ум, талант, красоту. Я выбирала работу не по принципу "чего я хочу", а "оценят ли это". Насколько это престижно, круто, оставит ли это отпечаток в истории или, хотя бы, в головах, даже не в сердцах, других людей. Да, мне везло - мне всегда удавалось заниматься любимым делом, но каждый раз я испытывала жажду. Чтобы восполнить пустоту, я сознательно уставала на учёбе, я забивала свой график, чтобы не сидеть дома и не тратить время впустую. Другими словами, я создавала себе кумиров и ставила призрачные планки, чтобы, достигнув их, стать довольной собой. Это не длилось долго - спустя короткое время я хотела стать ещё лучше. Даже будучи соблюдающей, религиозной девушкой я продолжала мыслить так же. 
Пока однажды не поняла, что делала в точности до наоборот. Если в ежедневной рутине, в работе, в какой бы то ни было деятельности нет прикосновения к вечному, то это - такая же трата времени, которую спустя десятилетия никто не оценит больше, чем сидение на диване. И кто это "никто"? Точно такие же люди... 

Прикосновение к вечному - это подчинить всю свою деятельность Б-жественному, тому, что сделает мир лучше, исправит его, приведёт исторический процесс к долгожданному завершению. Будь то наука, журналистика, медицина - практически из любой отрасли можно извлечь настоящую пользу, а не ограничивать её механическими действиями и зависимостями от оценки окружающих. Она важна, но как следствие, а не причина.


Один раввин сказал моему мужу, что погружение в медицину для врача равносильно изучению Талмуда - помогая людям, он выполняет важнейшую заповедь Торы. Другими словами, прикасается к вечному.



Сейчас я не работаю полный день, и да, порой на меня нападают отголоски тоски: "я способна на большее", но каждый раз, открывая в свободное время пустой файл Word, видео-урок, книгу или достаю из ящика кастрюлю, чтобы сварить суп, жажда на какое-то время пропадает. Я не гонюсь за призрачным успехом, я знаю, что все мои поступки и мысли создают нечто большее в духовном мире: незыблимое и вечное. И каждое утро, заваривая кофе и придумывая на ходу расписание на день, я благодарю Творца за то, что он помог мне прийти наконец к таким выводам и суметь направить свой потенциал в правильное русло. Да, я могу и хочу делать так, чтобы мой КПД рос, но всё впереди.

Один человек, знающий о моём опыте, спросил меня, в надежде получить универсальный рецепт: "Как подчинить свою деятельность Б-жественному?"
И я поняла, что ответить на этот вопрос должен каждый самостоятельно. Нет никакой общей схемы, нет ни книг, ни лайфхаков, ничего. 
"Чего хочет от меня Всевышний?" - вот, что надо спрашивать у самих себя, у своей Б-жественной души.

Только тот свободен, кто занят изучением Торы. 
Поучения отцов, 6:2 

Почему в этом утверждении есть смысл ограничения: «только тот свободен»? Почему не сказано просто: «Истинная свобода достигается через Тору»? Человек – конечен, и все, чем он обладает, чего может достичь, также является конечным, имеющим границы и пределы. Неужели человек не может быть свободным? Ведь не только одержимый гордыней, завистью, невежеством и жадностью обречен пребывать в тюрьме своих страстей, – даже эмоционально устойчивый и спокойный человек, обладающий множеством возможностей и ведущий жизнь, кажущуюся свободной, все равно зависит от свойственных человеку ограничений. 
Это поучение потому начинается с утверждения «только тот свободен», дабы подчеркнуть: изучая Тору, подчиняя свой ум и свою личность мудрости и воле Всемогущего, человек способен выйти за пределы тварной природы вещей. 
Тора «отменяет» непреодолимую пропасть между конечным и бесконечным: это мудрость и воля Б-га, сформулированная в выражениях, которые доступны человеческому пониманию. Тот, кто принимает «рабство» жизни, посвященной Торе, испытывает свободу, ускользающую от самого «независимого» из людей.

Ребе не раз давал людям благословение на бизнес, с условием, что свой маасер (десятину) или первую выручку, они будут отдавать на строительство микв и еврейских школ. Ребе не раз в своих беседах повторял, как важно использовать высокие должности для положительного влияния. Ребе писал в своих письмах молодым людям, чтобы они ни в коем случае не бросали свою работу, но при этом, находили время для изучения Торы. Порой Ребе советовал молодым людям сначала жениться или отучиться в ешиве, а потом строить карьеру.

Когда мир придёт к исправлению, станет кристально ясно, как наши действия и достижения Здесь, влияли на происходящее Там, в верхних мирах. И постов, как 9 ава, не будет - есть, над чем работать.:)

Сумев возвысить материальное при помощи своих достижений, талантов, интеллекта, ума, можно назвать себя по-настоящему успешным человеком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий